Утверждён  директором  МОУ СОШ с. Засопка

Седиковой Е.А.

«_________»_________________2019г.

 

План мероприятий (дорожная карта) по реализации «Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в образовательных организациях» на 2018-2025 годы.

№ п/п Наименования мероприятия Сроки реализации Ответственный исполнитель Ожидаемые результаты
1.      Создание нормативно-правовой базы информационно-библиотечного центра школы

 

1 Проведение анализа состояния библиотеки общеобразовательной организации 1 полугодие

2019 г.

Зав. библиотекой

Члены комиссии

Выявление состояния библиотечного фонда школы
2 Разработка программы развития на основе анализа по преобразованию библиотеки общеобразовательной организаций в информационно-библиотечный центр. 2полугодие

2019г.

Зав. библиотекой

Администрация школы

 

Положительные результаты по совместно- разработанной программе
3 Формирование и организация использования фонда документов на любых носителях информации в соответствии с запросами участников учебно-воспитательного процесса. Ежегодно Зав. библиотекой

 

Учащиеся владеют информационной грамотностью
4

 

 

 

Создание условий для использования в полном объеме спектра информационно-технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно Зав. библиотекой

Администрация школы

Учителя

Обеспечение

Доступность

Востребованность

 

2.      Создание материально-технических условий для развития ИБЦ

 

 
1 Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки за счет консолидированного бюджета. 2 полугодие

2022 г.

 

Администрация школы

Зав. библиотекой

 

Техническое оснащение ШИБЦ
2 Трансформация школьной библиотеки  в многофункциональный межпредметный образовательный центр в рамках реализации ФГОС 2020-2022гг.   Стабилизация
3 Автоматизация библиотечных ресурсов:

а) создание электронного каталога библиотечного фонда;

б) обеспечение справочно-библиографического обслуживания в автоматизированном режиме;

в) обеспечение доступа в «Интернет» в школьной библиотеке;

г) создание страницы «ИБЦ на сайте школы»

2020-2023гг. Зав. библиотекой

Учитель информатики

Обеспечен доступ к информационным ресурсам, интернету
4 Формирование фонда ИБЦ:

а) своевременное проведение обработки и регистрации в электронном каталоге поступающей литературы

б) списание устаревшей литературы;

в) обновление фонда художественной литературы;

г) пополнение учебного фонда медиатекой

д ) предоставление массовой и индивидуальной информации о новых книгах, о поступлении книг, цифровых образовательных ресурсов

 

2018-2025 гг. Зав. библиотекой

Учитель информатики

Комплектация

Учет

Информирование

3.      Развитие кадрового потенциала ШИБЦ
1 Реализация программ повышения квалификации для библиотекарей и педагогов-библиотекарей. 2021г. Администрация школы

Забкипкро

Грамотные сотрудники ИБЦ
2 Проведение тренингов, семинаров, индивидуальных стажировок по эффективному управлению библиотекой в соответствии с профессиональными стандартами. 1 раз в 2 года Зав. библиотекой

Администрация школы

 

Повышение эффективности работы ЩИБЦ

 

3 Составление программы литературного и библиотечно-библиографического просвещения родителей, включающую консультации по руководству чтением детей, по их физическому и эстетическому воспитанию, пропаганде книжного фонда. 2019-2020 Зав. библиотекой

Администрация школы

 

 

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса

 

 

 

 

 

 

4 Использование опыта лучших школьных библиотекарей ежегодно Зав. библиотекой

 

Взаимодействие, обмен опытом
5 Создание гостевой книги, куда войдут  отзывы и предложения по работе БИЦ 2019 Зав. библиотекой

 

Обратная связь, рефлексия
4.      Формирование информационной грамотности учащихся
1 Проведение библиотечных уроков с использованием ИКТ. ежегодно Зав. библиотекой

Кл. руководитель

 

Информационная грамотность

Повышение эффективности работы ЩИБЦ

 

5.      Создание стиля ШИБЦ
1 Эстетическое оформление библиотеки (включая ремонт) ежегодно Зав. библиотекой

 

Библиотека соответствует требованием стандартов
2 Реклама о деятельности  ИБЦ Постоянно Зав. библиотекой

 

Своевременная информация о деятельности центра

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Засопка

Забайкальскйй край, Читинский район

Концепция развития школьного информационно – библиотечного центра на 2018-2025годы

Утверждаю:

Директор школы: Седикова Е.А. /_______________/

 Концепция развития школьной библиотеки

как информационно-библиотечного центра

  1. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами в работе школьных библиотек, учитывая опыт, исследования и практику отечественных и зарубежных библиоструктур. В данном документе определяются цели, задачи, проблемы, функции, основные направления развития, этапы, а также ожидаемые результаты и система организации контроля над реализацией концепции.

Концепция разработана с учетом следующих документов:

—     Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;

  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05 2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 года № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров»;
  • постановление Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 № 225 (ред. от 21.05.2018) «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014 — 2025 годы».

Переход к информационному обществу и увеличение роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности требует от школьных библиотек преобразований во всех направлениях своей работы. О такой необходимости и говорится в Федеральной программе развития образования, ФГОС, где отводится особое внимание воспитанию и формированию будущих успешных, активных, компьютерно-грамотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Одной из новых инфраструктур в образовательной организации, которая будет способна обеспечить современные условия для обновления учебного процесса в условиях реализации ФГОС, готова стать школьная библиотека при реорганизации её в библиотечный информационный центр.

  1. Значение школьной библиотеки

Библиотека в школе — это инфраструктурная основа образовательной деятельности, обеспечивающая необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексном системном удовлетворении  образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Информационное пространство школьной библиотеки даёт равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на печатных, мультимедийных и цифровых носителях.

Современная библиотека школы может обеспечивать как  образовательную, так и воспитательную, гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, досуговую деятельность.

Школьная библиотека – является также и социальным пространством для всех участников образовательного процесса, местом коллективного мышления и творчества, центром грамотности по формированию читательских навыков, здесь возможен обмен между преподавателями актуальными педагогическими методиками, информационными, цифровыми, электронными ресурсами.

 

  1. Проблемы школьной библиотеки

Школьная библиотека является  общедоступной для учащихся школы, педагогов, работников школы, родителей учащихся. Вместе с этим, школьная  библиотека является неотъемлемой частью системы образования. Основными препятствиями к развитию школьной  библиотеки в настоящее время являются: несовершенство нормативной правовой базы, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения.

Требования ФГОС значительно расширили перечень предоставляемых школьной библиотекой  услуг.

Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации. В материально-техническом и информационно-ресурсном обеспечении наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.

При отсутствии в школьной библиотеке информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» доступ читателей ограничен к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим путь к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, из-за отсутствия читательского оборудованного места.

Необходимо частично обновить фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.

В настоящее время школьная библиотека, только становится активной частью сформированной уже в школе инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняет свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя, но реорганизация в информационно-библиотечный центр должна ускорить этот процесс.

  1. Цели и задачи

Цели:

Создание качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания учащихся, родителей, преподавателей на основе новых информационных технологий, сетевых информационных технологий. Формирование современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.

Задачи:

  • Расширение и укрепление материально-технической базы библиотеки средствами вычислительной и организационной техники, позволяющие внедрить информационные технологии как основы свободного и равного доступа детей и подростков к информации.
  • Увеличение количества читателей, формирование у них информационной культуры (путём проведения информационных выставок, библиоуроков, встреч с творческими и выдающимися людьми, проведения проектных работ, участия в конкурсах, выступления на родительских собраниях, проведение и знакомства детей с библиотеками города).
  • Организация методического сопровождения деятельности школьной библиотеки (поиск дополнительной литературы через удаленные ресурсы информации).
  • Развитие на базе школьной библиотеки — медиатеки (приобретая вместе с учебниками диски).
  • Расширение функций школьной библиотеки для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС (к обеспечивающей функции подключить воспитательную, информационную, досуговую).
  • Дистанционное обучение учителей и учащихся.
  • Участие в проектах и конкурсах.
  • Создание раздела «Библиотека» на сайте школы (концепция, план работы, достижения, каталог, внеурочная деятельность).
  • Создание условий для реорганизации школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр (участие в конкурсах, повышение квалификации сотрудника, расширение информационного пространства, пополнение фондов через АИС, использование в работе виртуальных читальных залов).

5.Функции школьной библиотеки в условиях реализации ФГОС

Традиционно библиотекам принадлежит роль духовно-нравственного развития обучающихся, создания условий социальной ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования всех участников образовательного процесса. В организациях общего образования происходит формирование квалифицированного читателя, пользователя общедоступных библиотек, и развитие навыков библиографического поиска и использования библиотечных ресурсов должно закладываться в первую очередь школьной библиотекой. Реорганизация школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр должна стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях. Информационно-библиотечный центр должен быть центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Таким образом, в работе библиотекаря акцент делается на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.

Библиотечно-информационный центр имеет следующие функции:

  • Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра обеспечивает доступ участников образовательного процесса к информации, способствует формированию метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие информационной культуры педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
  • Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами. При подборе информационных ресурсов педагог-библиотекарь должен быть чувствителен к заинтересованности посетителей, рекомендовать контент, ориентированный на их запросы.
  • Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
  • Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни
  • Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
  • Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение.
  1. Основные направления реализации Концепции

Выполнение целей и основных задач деятельности ИБЦ возможна только через этапы реализации.

Основной этап – это информационно-ресурсный, предоставляющий возможность свободного и быстрого доступа к информации, путем формирования, хранения и предоставления читателю многочисленных ресурсных фондов на различных носителях. Главные основы деятельности информационно-ресурсного этапа:

  • высокий уровень качества обслуживания;
  • стабильность регламентированного обслуживания;
  • комфортность (удобство получения и пользования);
  • оперативность предоставления услуг;
  • гибкость в соответствии с динамикой потребительского спроса;
  • креативность (умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на применение новых форм обслуживания).

Требования современной жизни делают актуальной проблему развития у школьников исследовательской компетентности и творчества. Успех этой работы возможен только при создании в школе специальных технико-технологических, учебно-методических, информационно-педагогических условий. Именно это и является основной целью информационно-ресурсного этапа информационно-библиотечного центра.

Задачи информационно-ресурсного этапа:

  • включение библиотеки в единое образовательно-информационное пространство школы;
  • расширение объема библиотечно-информационных услуг на основе внедрения информационно-коммуникативных технологий и улучшения материально- технического обеспечения.

Этап «Развитие чтения». Культурная сфера работы школьной библиотеки призвана воспитывать культурное и социальное самосознание пользователей, содействовать эмоциональному и интеллектуальному развитию всех участников образовательного процесса путем приобщения их к чтению. Пробуждение интереса к Чтению, Книге, Библиотеке – достижение этой цели обеспечивается регулярными, детально продуманными, адресными мероприятиями, которые организуются и проводятся в течение года для реализации этапа развития чтения.

Главная задача этапа – создание в школе образовательной среды, способствующей приобщению к чтению. Основными характеристиками такой среды являются:

  • информационная насыщенность;
  • свободный доступ к информации;
  • развивающее, воспитывающее образовательное пространство школы;
  • обогащение и расширение приемов, методов работы учителя, библиотекаря, психолога,и др.;
  • профессиональный и творческий рост коллектива;
  • читательская и информационная грамотность всех участников образовательного процесса.

Образовательная сфера деятельности школьной библиотеки даёт нам почву для создания 3 этапа формирование информационно-культурной личности. Чтобы ориентироваться в современном потоке информации, требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни учёному, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся. Если не обращать внимания на информационную культуру учащихся, то получится необратимый процесс. Приученное к «электронной» логике мышления, подрастающее поколение будет использовать такой же стиль мышления и в отношениях с людьми. Не владея информационной культурой, учащиеся не обладают важными качествами:

  • умением мыслить системно;
  • умением мыслить стратегически;
  • умением мыслить критически;
  • умением мыслить творчески.

Хорошо отработанный этот этап в образовательном учреждении даст ученикам возможность осознать значимость чтения для своего успешного обучения другим предметам. У них будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Дети начальной школы получат возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • составлять краткую аннотацию на литературное произведение и писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с детской периодикой, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Ученики среднего и старшего звена  научатся:

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации;
  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников на различных информационных носителях;
  • осуществлять информационную переработку текста, создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров;
  • высказывать и отстаивать собственную точку зрения при решении возникающих проблем.

Важнейшей составляющей частью работы на этом этапе является библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
  • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
  • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
  • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзор новых поступлений и публикаций).

На этом этапе так же возможна работа с родителями:

  • удовлетворять запросы пользователей и информировать о новых поступлениях;
  • консультировать по вопросам организации семейного чтения, знакомить с информацией, по воспитанию детей;
  • консультировать, по вопросам учебных изданий, адресованных учащимся.

Таким образом, школьная библиотека, реорганизованная в информационно-библиотечный центр, станет частью единого информационного пространства школы, своеобразным центром притяжения, где неограничен доступ к информации, где тщательно подобраны и систематизированы разнообразные информационные материалы, представляющее разные уровни сложности, где можно интересно поработать или просто спокойно посидеть в тишине листая новую книгу. Словом, реализация принципа свободного доступа к информации с помощью систематического обучения стратегиям информационной деятельности на всех образовательных ступенях и по всем областям содержания образования благодаря будущему информационно-библиотечному центру становится в школе реальностью.

В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям школьных библиотек.

Для реализации Концепции необходимо:

  • создание нормативной базы библиотеки;
  • создание материально-технических условий;
  • увеличение количества книговыдачи;
  • формирование информационных ресурсов и реорганизация доступа к ним.

Необходимо также:

  • создать условия для организации широкого спектра творческой и игровой деятельности;
  • обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав;
  • обеспечить пополнение фондов как печатными, так и электронными изданиями;
  • обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях.

7.Ожидаемые конечные результаты реализации

  • Оснащение школьной библиотеки современным оборудованием;
  • овладение библиотекарем школы новыми информационными технологиями;
  • увеличение библиотечного фонда;
  • обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет;
  • увеличение читательской активности;
  • создание условий для самообразования учащихся и педагогов;
  • обмен информацией с читателями через сайт школы;
  • повышение качества научных работ учащихся и учителей;
  • отказ от бумажной картотеки;
  • развитие у школьников всех возрастных групп мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приобретенных потребностей учащихся;
  • создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
  • позиционирование библиотеки в информационно — досуговый центр школы.
  1. Мероприятия по реализации Концепции
  • Обновление нормативно-правовой базы деятельности школьной библиотеки в соответствии с современными требованиями к образованию;
  • реорганизация школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр;
  • материально-техническое обеспечение деятельности школьной библиотеки, обеспечивающее возможность активного участия в реализации Всероссийской и региональной Концепции развития информационно-библиотечных центров;
  • включение школьной библиотеки в региональные программы информатизации образовательных организаций региона;
  • организация мониторинга развития библиотеки;
  • развитие системы повышения квалификации педагога-библиотекаря;
  • разработка программ социального партнёрства школьной библиотеки с библиотеками других типов, учреждениями культуры, общественными организациями;
  • создание автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС)

9.Система организации контроля над исполнением Концепции

Основная система контроля над исполнением:

  1. Выполнение мероприятий программы.
  2. Мониторинги:
  • мониторинг обеспеченности обучающихся детей электронными ресурсами обучения;
  • мониторинг обеспеченности художественной литературой;
  • мониторинг читательской активности;
  • мониторинг обеспеченности учебниками;
  • мониторинг обеспеченности периодическими изданиями;
  • мониторинг материально- технического оснащения.
  1. Анализ документов, наблюдение, анкетирование, аналитические справки.